Громогласно заявляя о борьбе со спекулянтами, РФС в очередной раз сделал всё, от него зависящее, чтобы подавляющее большинство билетов на матч Россия — Англия поступило в продажу по ценам, превышающим номинальные. Прикрываясь рассчитанным на простаков лозунгом "Спекулянты покупают билеты в кассах", ведомство господина Мутко само позаботилось о том, чтобы львиная доля заветных квиточков досталась различным коммерческим структурам, которые-то и являются истинными перекупщиками.
После консультации с правоохранительными органами Российский футбольный союз решил отпечатать на матч Россия — Англия 77 тысяч билетов. По словам пресс-секретаря РФС Андрея Малосолова, 4,5 тысячи из них выделялись гостям, 22 тысячи билетов по цене 300 рублей передавались Всероссийскому объединению болельщиков (ВОБ). Остальные 50 500 билетов якобы поступали в свободную продажу по номинальной стоимости — от 400 до 1200 рублей. Планировалось, что 15 400 билетов окажутся непосредственно в кассах "Лужников", где их можно будет купить из расчёта не более четырех в одни руки. Однако чуть позже появилось уточнение: в связи с огромнейшим наплывом заявок, квота "Лужников" сокращена до 6885 билетов.
По версии одного из руководителей ВОБ Александра Шпрыгина, Всероссийскому объединению болельщиков досталось от РФС 19200 билетов. В одном из интервью он рассказал, как планировалось распределить их между фан-клубами:
5000 – "Фратрия" ("Спартак")
500 – "Спартак" (официальный фан-клуб)
3000 – ЦСКА
3000 – "Динамо"
3000 – "Локомотив"
500 – "Невский фронт" ("Зенит")
500 – "Торпедо"
500 – ФК "Москва"
100 – "Сатурн"
100 – "Химки"
3000 – региональные фан-клубы
В день их продажи на главном стадионе страны глава РФС лично проконтролировал ситуацию в очереди, пообщался с народом, раздал немало автографов, а затем посетовал на то, что спекуляцию как таковую не искоренить. Мол, сам вот видел: люди покупают билеты в кассах и тут же их перепродают. Ничего, дескать, с такими не поделаешь: управы на них нет. При этом господин Мутко заявил буквально следующее: "Мы строго следуем той программе, которую приняли. Её суть в том, чтобы билеты распространялись максимально адресно, и чтобы как можно меньше их оказалось в руках спекулянтов". Каким образом вписывается в эту "адресную программу" факт отправки 43 615 билетов по "безликим" на самом деле заявкам, абсолютно непонятно! Кто, как, кому и сколько билетов выделял по ним, осталось тайной за семью печатями. А в том, что всё было по-честному, есть огромнейшие сомнения хотя бы по тому, как повёл себя РФС.5000 – "Фратрия" ("Спартак")
500 – "Спартак" (официальный фан-клуб)
3000 – ЦСКА
3000 – "Динамо"
3000 – "Локомотив"
500 – "Невский фронт" ("Зенит")
500 – "Торпедо"
500 – ФК "Москва"
100 – "Сатурн"
100 – "Химки"
3000 – региональные фан-клубы
На все поступающие от болельщиков в сентябре запросы его работники отвечали: "Официальная информация будет опубликована 24-го числа". Опубликовали её лишь 25-го, а значилось из неё, что заявки надо подавать партнёру РФС — печально известной по другим аналогичным билетным историям компании "ФТА". Оформление билетов по заявкам должно было начаться 28 сентября, однако в этот день выяснилось, что приём заявок вёлся почему-то с 19-го, и всё уже забронировано! Получается, что тысячи людей каким-то образом сами догадались о том, с какого числа можно присылать свои заказы на билеты, как их оформлять, и, главное, куда направлять. При этом их принимали и регистрировали — несмотря на отсутствие официальной информации. Говорят, правда, что первое время эту "бронь" можно было открыть в буквальном смысле слова: постучать в бронированную дверь офиса "ФТА" и, побеседовав с охранником, получить билетик по цене раза в полтора-два выше номинала.
Один из сайтов и вовсе оповещал, что матч Россия — Англия состоится в 20(!) часов по московскому времени во… Дворце спорта "Лужники"
Но бог с ними, с жуликами! Их всё-таки меньшинство. Большинство же — это реальные фирмы по распространению билетов на различные мероприятия, которые продавали их на матч Россия — Англия в диапазоне от двух до семи тысяч рублей. То есть приблизительно в три раза выше номинала! Даже грубые подсчёты позволяют оценить суммы, осевшие в карманах коммерсантов, воспользовавшихся ажиотажным спросом на игру с Англией. По самым скромным прикидкам речь идёт о миллионах долларов! К тому же, честно говоря, слабо верится, что какая-то часть этих денег не возвратится потом окольными путями в РФС. Ведь история знавала случаи, когда в подобных некрасивых махинациях оказывались замешанными даже члены исполкома ФИФА. Так что российским футбольным чиновникам есть с кого брать пример. Если уж там себе такое позволяют, то чем мы хуже?
Давайте называть вещи своими именами: нашего болельщика беззастенчиво раскрутили на большие деньги, применив распространённый коммерческий приём. Если сообщить человеку, что хороший товар будет продаваться по заведомо высокой для него стоимости, он вряд ли побежит его покупать. Тогда владелец магазина хитрит, объявляя распродажу по дармовым ценам, но количество отпускаемого по ним товара строго ограничивает. Собирается огромная очередь, "халява" достаётся десяткам, ну а сотни тех, кто не успел, но уже настроился на приобретение, скажем, домашнего кинотеатра, повздыхав, купит его по "нормальной" цене, оставив в кассе больше денег, чем предполагал с утра. Так и здесь. Объяви РФС сразу, что билеты на матч будут стоить 3-4 тысячи рублей (за сколько они в среднем и продавались в различных агентствах), желающих купить их нашлось бы гораздо меньше, чем за 1200. Но, не купив за тысячу и уже настроившись пойти на футбол, болельщик охотнее соглашался раскошелиться на три.
Если бы господин Мутко действительно хотел минимизировать спекуляцию билетами и по-настоящему заботился о болельщиках, он бы, наверное, постарался свести процесс их распространения к схеме "один именной билет в одни руки". Тогда бы у перекупщиков оказалось во сто крат меньше ходов провернуть выгодную для себя сделку. Но выбранная РФС программа, напротив, позволяла фирмам-спекулянтам без особых хлопот заполучить десятки тысяч билетов! Пусть даже не все потом удастся реализовать: посредники в убытке не останутся, а пострадают болельщики и спортсмены. Не заполненные до конца трибуны стадиона (в подобных случаях так обычно и происходит) будут означать лишь то, что футболисты сборной России недополучат несколько тысяч голосов зрительской поддержки. А ведь в таких принципиальных матчах роль "12-го игрока" порой приобретает ключевое значение.